Меню сайта

Главная

Сведения об образовательной организации

2015 - год литературы

К 85-летию Янаульского района!

70-летие Победы

Дошкольная группа

История школы

Коллектив учителей

Наши выпускники

ФГОС ООО

Филиалы

Деятельность

Учебно-материальная база

Родителям

Наши будни

Профориентация

Рюкзак

Новости одной строкой

Все про ЕГЭ

Локальные акты

Антитеррористическая деятельность

Школьная электронная газета

Тимуровское движение

Выпускники в фотоальбомах

Гостевая

Опросник

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

    public-literatura

Литература имеет огромное значение в жизни каждо­го человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится челове­ком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.

Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, вос­питывают собственное мнение, развивают воображение.

В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого ин­тереса россиян к чтению.

2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его прове­дении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью.

К Году литературы в России приурочено проведение огромного числа мероприятий, включая литературные конкурсы и «битвы», выступления современных авторов, как молодых, так и наших знаменитых современ­ников, планируется опубликовать собрания сочинений различных авто­ров.

На мероприятия в Год литературы в России выделят большое чис­ло целевых грантов. Деньги по этим грантам будут потрачены на под­держку литературных проектов, библиотек, как уже действующих, так и новых, перспективных авторов, а также мероприятия, в том числе и международные, призванные подчеркнуть богатство и самобытность российской литературы.

Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникаци­ям Михаил Сеславинский рассказал, что в планах Года литературы мас­штабные и интересные мероприятия. Это: Международный писатель­ский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта Рос­сии", "Библионочь - 2015", проекты "Книги -  в больницы" и "Лето с кни­гой”: дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах, пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России".

Наработки по проведению Года литературы осуществлялись совместно с Министерством культуры и Министерством образования, Российским книжным союзом, ассоциа­циями издателей и книгораспространителей, представителями библио­течного сообщества и творческих союзов. Все это позволит существенно повысить интерес российских граждан к классической и современной литературе и чтению".

Для поддержки современных авторов в 2014 г. учрежде­на премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произве­дения для детей и юношества.

 

О литературе в Год литературы

 

 Литература [лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искус­ства - искусство слова. Термином "литература" обо­значают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие обществен­ным значением.

Различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Чаще всего под литературой понимают художе­ственную литературу; то есть литературу как вид искусства. Различны и многогранны жанры литературы: к ней относятся: комедия, мелодра­ма, драма, триллер, фантастика, детектив, ужасы, боевик.

Русская художественная литература имеет очень большое значение в мировой культуре. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания и по­стоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошедших неотъемлемой частью в мировую культуру.

Неоценимы заслуги великих русских писателей и поэтов А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А.П. Чехова, С. А. Есенина, И. А. Бунина и многих других.

Литературное творчество неразрывно связано с духовным развити­ем личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих спо­собностей следует рассматривать как средство формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации.

Чтение - сложный творческий процесс, требующий участия интел­лекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение лич­ности человека.

Влияние лучших произведений художественной литературы на эс­тетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, пред­ставления об идеале, нравственном и моральном поведении.

Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхи­щаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, вос­произведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.

Русская художественная литература выполняет художественно-­эстетические, нравственно-этические функции и является важным сред­ством воспитания культуры поведения.

Год литературы богат знаменательными и юбилейными датами в области культуры и литературы, которые помогут определиться с темами. В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.

Актуальные формы библиотечных мероприятий
в Год литературы

 Цели и задачи библиотек в Год литературы

 Цель: формирование у детей и взрослых потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

Задачи:

- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци­онной культуры личности;

- развитие творческих способностей путем организации литера­турных и поэтических конкурсов;

- активное вовлечение всех категорий пользователей в культурно- просветительскую деятельность библиотеки;

- повышение читательской и творческой активности пользовате­лей в изучении истории родного края.

Задача библиотек и в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь лю­дям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить их в ин­формационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.

В работе библиотек по продвижению художественной литературы используются все традиционные формы: выставки, диспуты, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, клубы по интересам, игровые формы. При этом важно искать новые пути, формы привлече­ния к чтению художественной литературы.

Повысить интерес детей и взрослых к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы библиотечных меро­приятий:

громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;

литературные чтения - художественное исполнение произведе­ний, своеобразный «театр одного актера»;

циклы чтений - посвящены каким-либо событиям или жизни за­мечательных людей;

краеведческие чтения - нацелены на популяризацию литературы по краеведению.

Обсуждение книги - рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и со­держательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подго­товительный этап - подбор произведения и темы для обсуждения. Да­лее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературове­дов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в пробле­му, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения.

Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе­ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре­ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне­ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси­онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Читательская конфе­ренция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящает­ся определенной проблеме или теме. Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи­щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Виды читательских конференций:

- по произведениям художественной литературы, по одному про­изведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;

- конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллекти­вах);

- конференции с привлечением автора - форма встречи с писате­лем;

- читательско-зрительские конференции - обсуждение произведе­ния связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библио­текаря, в данном случае требуется и знание специфики кино.

- заочные читательские конференции - через средства массовой информации. В данном случае шире охват аудитории, больше возмож­ности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное вре­мя и т. д.

Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсужде­ние всех участников и снизит эффект мероприятия.

Литературный праздник - это комплексное мероприятие, требую­щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте­каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг­менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру­ет идею и итоги праздника.

- литературный утренник для дошкольника - это праздник, где ре­бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри­ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров­ками и художественными номерами.

- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных про­изведений.

Литературная ярмарка - комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто­рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, ли­тературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».

Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в ка­мерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классиче­ского искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

Книжный аукцион - каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Литературный карнавал. Карнавал - это массовое народное гуля­нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библио­теке можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите­ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре­лищно презентуется.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот­ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость - получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре­бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Фольклорные посиделки - форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творче­ство, зародившееся в глубокой древности - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, пре­даний, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все отразилось в этом творчестве.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети при­крепляют свою фотографию после ее прочтения.

Конкурс читательских пристрастий - это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей/населения.

Флэш-моб (с англ, flash mob - «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу­чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библио­теки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го­рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Библиокафе - игровой вариант информационной работы со стар­шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари - метрдотель и официантка. В меню - духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по ...» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Книжное кафе - рассказ о новых книгах стилизуется под настоя­щее меню. Например, рубрика «Морское ассорти» содержит два изыс­канных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо - произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».

Дегустация литературных новинок - информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно­-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно­-художественные (по местам, которые были местом действия в произве­дениях того или иного писателя).

Литературный гороскоп - мероприятие, построенное по типу го­роскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.

Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является вы­ставка.

Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики», выставка-анонс «Литературный гур­ман», выставка-хит-парад «Убойная сила боевика», выставки- раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие».

Выставка одного жанра

Представляя книги одного жанра - детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман, дамский роман и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны как подросткам, так и взрослым, а вот стихи, сказки, сказочные повести - учащимся начальных классов.

Названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив...», «Об истории нашей замолвите сло­во: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».

Выставка-императив

Эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, насто­ятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!».

Выставка-раритет

На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составля­ют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги - долгожители нашего фонда»: редкие и ценные изда­ния, «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры рус­ского книжного искусства, «В мире старинных и редких изда­ний», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История ред­ких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».

Выставка «Литературный герой»

Выставка будет привлекать внимание детей и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки - фи­гурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активиза­цию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героями и многое другое.

Выставка-дневник

Это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник А.С. Пушкина» и др.). По желанию бывшие читате­ли библиотеки, учителя, родители могут представить и свои дневники.

Выставка-почта

Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, де­тям можно предложить написать письма литературным героям или ав­торам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школь­ников.

 

ПЛАН
мероприятий муниципальной  бюджетной общеобразовательной школы 
с. Байгузино муниципального района Янаульский район по реализации Указа Президента РФ «О проведении Года литературы в 2015 году»

п/п

Название мероприятия

Время проведения

Классы

Ответственные

  1.  

Цикл книжных выставок к юбилеям писателей 2015 года «Золотая полка юбиляра»

В течение года

1-10

Библиотекарь

  1.  

Конкурс чтецов

Январь

1-10

Учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов

  1.  

Неделя литературы в школе

По плану ШМО

5-10

Руководитель ШМО «Филология»

  1.  

Литературный вечер, посвящённый творчеству А.П.Чехова

Январь

9-11

Учителя русского языка и литературы

Конкурс сочинений «С книгой по жизни»

Февраль

5-11

Учителя русского языка и литературы

Конкурс военно-патриотической песни «Строки, пробитые пулей»

Февраль

1-10

Заместитель директора по ВР

Литературная гостиная,  посвященная творчеству Хадии Давлетшиной

Февраль

8-9

Учитель башкирского языка

9

Выставка иллюстраций к художественным произведениям

Март

5-7

Учитель изобразительного искусства

10

Родительские собрания:
1-4 классы: «Как привить ребенку любовь к чтению»;
5-9 классы: «Чтение-это важно»;
10-11 классы: «Гигиена чтения».

Март

1-11

Классные руководители

11

Литературная игра:
1-2 классы: «Сказочный круиз»
3-4 классы: «Следствие ведут…» (по мотивам детективных историй)

Март

1-4

Учителя начальных классов

12

Конкурс рисунков: «Мы были в гостях у писателя…»

Апрель

1-4

Учителя начальных классов

13

Проведение недели детской книги

Апрель

1-6

Библиотекарь

14

Круглый стол «Литература – копилка культуры, мудрости и опыта»

Апрель

9-11

Учителя русского языка и литературы

15 

Литературная гостиная «Писатели фронтовики»

Апрель

 

Учителя родных языков и литературы.

16 

Урок памяти, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года «Песни военных лет»

Май

1-11

Классные руководители

17

Фотоконкурс «Мой портрет с любимой книгой»

Май

1-11

Классные руководители

18 

Выставка «Читаем ли мы классику? Знаем ли мы классику?»

Сентябрь

5-11

Учителя русского языка и литературы, библиотекарь

19. 

Книжный фестиваль «Нас всех объединяет книга»

Октябрь

1-11

Библиотекарь

20

Писатели и поэты Башкортостана детям (по страницам детских журналов)

Ноябрь

2-6

Учитель башкирского языка

21.

Освящение темы года в школьной газете «Переменка»

В течение года

1-10

Совет старшеклассников

22. 

Литературные викторины

В течение года

1-9

Учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы

 

Исполнитель заместитель директора по ВР Ибрагимова Л.М